Как разрешать конфликтные ситуации с налоговиками?


В последнее время появляются все более жесткие требования к организации налогового контроля и налогового администрирования.
Так например, появляются новые основания для блокировки счета, в результате, налоговики имеют больше возможностей для взыскания недоимки, изменились процедуры налогового мониторинга, также появляются новые требования к малым предприятиям и штрафы для малого и среднего бизнеса и т. д.

Однако, в случае несогласия, всё, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать.

Как разрешать конфликтные ситуации с налоговиками?
Напомним о самых простых действиях, которые необходимо сделать, чтобы разрешить ситуацию в свою пользу.

Налогоплательщик (плательщик сборов, плательщик страховых взносов, налоговый агент, законный представитель, уполномоченный представитель) имеет право:

1. Лично обратиться к непосредственному начальнику должностного лица, действия которого, по мнению налогоплательщика, привели или могут привести к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика.

2. До рассмотрения материалов налоговой проверки (дополнительных мероприятий налогового контроля) представить:

2.1. Возражения.

Информация о праве налогоплательщиков представить свои возражения и подтверждающие документы, а также порядок и сроки их представления подробно указываются в актах налогового контроля. Информация о времени и месте рассмотрения материалов проверки указывается в соответствующем извещении (акте) налогового органа, направляемом налогоплательщику.

Налоговым законодательством предусмотрен срок для представления налогоплательщиками возражений – в течение одного месяца (пункт 6 статьи 100, пункт 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации) со дня получения акта.

Подача письменных возражений на акты проверок является достаточно эффективным способом предупредить возможные налоговые претензии еще на стадии рассмотрения акта проверки, то есть до момента вынесения соответствующего решения. Кроме того, возражения налогоплательщиков рассматриваются не работником инспекции, проводившим проверку, а специальным независимым подразделением досудебного аудита.

В целях более полного, детального и тщательного изучения налоговым органом доводов, изложенных налогоплательщиком, рекомендуется представлять письменные возражения заблаговременно, а не в день назначенного рассмотрения.

Существует несколько общих рекомендаций относительно оформления возражений:

а) налогоплательщику необходимо отобрать исключительно те претензии налогового органа, с которыми он не согласен;

б) указать поддерживающие позицию налогоплательщика нормы Налогового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, а также официальные разъяснения (см. на официальном сайте ФНС России сервис «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»). При этом следует учесть, что разъяснения Минфина России являются обязательными для налоговых органов лишь в случае, когда они непосредственно направлены в адрес ФНС России (Письма Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138, ФНС РФ от 14.09.2007 № ШС-6-18/716@);

в) весомым доводом послужит положительная для налогоплательщика арбитражная практика. Свои аргументы следует изложить по возможности максимально понятно и желательно в той же последовательности, в тех же пунктах и подпунктах, которые использовала инспекция;

г) при возможности подтвердить документально представленные возражения. Если при этом представляются не оригиналы документов, а копии, то необходимо заверить представляемые документы подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и (или) иного уполномоченного лица, действующего по доверенности, и печатью (при наличии) организации. Кроме того, при представлении возражений или жалобы, подписанной уполномоченным представителем, необходимо приложить доверенность. Причем, доверенность, выданная от юридического лица, должна быть подписана руководителем организации и заверена печатью. Доверенность, выданная от имени физического лица или индивидуального предпринимателя должна быть нотариально заверена.

Отсутствие письменных возражений не лишает права присутствовать на рассмотрении и заявлять свои доводы устно.

2.2. Ходатайства о применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налоговых правонарушений, с приложением документальных доказательств их наличия для минимизации штрафных санкций.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.

Список смягчающих ответственность обстоятельств при совершении налогового правонарушения, с учетом судебной практики, является открытым (тяжелое финансовое положение; совершение нарушения законодательства о налогах и сборах впервые; признание вины; технический сбой при сдаче отчетности по ТКС, что можно подтвердить, например, отчетом оператора электронного документооборота; прочее).

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются в том числе налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем, о наличии смягчающих ответственность обстоятельств необходимо заявить при рассмотрении акта проверки, а не при подаче жалобы на уже вынесенное решение.

3. Лично участвовать в рассмотрении материалов проверок, что позволяет представить недостающие документы, а также доводы в свою защиту.
Данное право установлено статьями 100, 101, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Обратиться после вынесения решения по результатам проверки к начальнику отдела, сотрудник которого вынес решение, для обоснования в случае необходимости позиции налогоплательщика по вынесенному решению.

Рекомендации о возможности разрешения конфликтной ситуации при непосредственном обращении налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов в инспекцию по месту учета представлены:

ИНСПЕКЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТОМСКУ

Добавить комментарий